Наблюдение и анализ игровой деятельности дошкольников
• Наблюдение и анализ сюжетно- ролевой игры дошкольников.
Ход игры:
Воспитатель читает стихотворение С.Маршака «Где обедал воробей»
-Где обедал, воробей?
- В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена.
Погостил у нoсорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубатый крокодил
Чуть меня не проглотил.
Воспитатель: А вы хотите поиграть в зоопарк?
Дети: Да.
-Воспитатель: Для того чтобы начать играть, что мы должны сделать?
Де: Распределить роли.
Воспитатель: Роли каких профессий понадобятся нам в игре?
Дети: смотритель зоопарка.
Воспитатель: Какие обязанности выполняет смотритель зоопарка?
Дети: Смотрит, чтобы все животные были вовремя накормлены, чтобы в их клетках было чисто.
Воспитатель: Кто будет смотрителем зоопарка? Пожалуйста, Таня иди готовить свое рабочее место.
Дети: Ветеринар.
Воспитатель: Какие обязанности у ветеринара?
Дети: Принимает новых животных, следит за их здоровьем, дает витамины, лечит больных птиц и зверей.
Воспитатель: Пожалуйста, Ульяна готовь свое рабочее место.
Воспитатель: А кто же еще работает в зоопарке, кто нам расскажет про каждого животного?
Дети: экскурсовод.
Воспитатель: Пожалуйста, Вася готовь свое рабочее место.
Дети: Кассир.
Воспитатель: Какие обязанности у кассира?
Дети: Кассир продает билеты.
Воспитатель: Кто будет кассиром? Пожалуйста, Люба иди готовь свое рабочее место.
Дети: Повар.
Воспитатель: Пожалуйста, Карина готовь свое рабочее место.
-Еще кто работает в зоопарке?
Дети: Контролер.
Воспитатель: Какие обязанности выполняет контролер?
Дети: Встречает посетителей и при входе проверяет билеты.
Воспитатель: Кто на себя возьмет роль контролера? Пожалуйста, Арина приступай к работе.
Дети: Еще там работают дворник и охранник. Охранник следит за порядком на территории зоопарка. Дворник наводит чистоту на территории зоопарка.
Воспитатель: Кто на себя возьмет роль охранника? Пожалуйста, приступай к работе Денис.
Воспитатель: Кто на себя возьмет роль дворника? Пожалуйста Никита приготовь инвентарь, который пригодится тебе в работе.
Воспитатель: А еще возле зоопарка будет работать магазин для посетителей и нужен продавец: Какие обязанности выполняет продавец ?
Дети: Он будет предлагать и продавать покупателям разные товары.
Воспитатель: Марина иди готовь свое рабочее место.
Оставшиеся дети – посетители зоопарка.
Воспитатель: Давайте вспомним правила поведения в зоопарке.
Дети: В зоопарке нельзя шуметь. Нельзя дразнить животных! Нельзя кормить животных. Нельзя просовывать руки в клетку.
-Прежде чем зайти в зоопарк, что мы должны сделать?
Дети: Купить билеты.
Воспитатель: А теперь давайте купим билеты у кассира, предъявим их контролеру и пойдем рассматривать животных!
На входе детей встречает экскурсовод (Вася).
Экскурсовод: Здравствуйте ребята, пожалуйста проходите. Сейчас я вам покажу и расскажу о каждом животном, живущем у нас в зоопарке. Ребята, в нашем зоопарке находится много животных, как вы думаете, какие?
Дети: медведь, слон, тигр, лев, кенгуру, жираф, зайцы, лиса, волк, обезьяна
Экскурсовод: Правильно, тогда начнем нашу экскурсию по зоопарку. Вот в этой клетке живет самое высокое животное на земле. Узор из пятен на его коже никогда не повторяется, это жираф, он ест ветки, листья деревьев.
(И так экскурсовод рассказывает о каждом животном, живущем в зоопарке. )
Воспитатель: Вот и наступило время обеда.
Повар (Карина) подносит еду каждому животному.
Экскурсовод рассказывает детям, что очень опасно близко подходить к клеткам с животными, нельзя кормить их печеньем, конфетами, протягивать к ним руки, не шуметь в зоопарке.
Подходит охранник: «Зоопарк закрывается. Животным пора отдыхать!»
Дети прощаются с животными.
Воспитатель: Вам понравилась играть в «Зоопарк»? Какие роли вы выполняли в игре? Какая роль получилась самой интересной?
Дети отвечают кому ,что больше всего понравилось, и играя в следующий раз поменяются ролями.
Компоненты игры |
Старшая группа (5-7 лет) |
Замысел игры, постановка игровых целей и задач |
Замысел игры более устойчивый, но не статичный, развивающийся. Дети совместно обсуждают замысел игры, учитывают точку зрения партнера, достигают общего решения. Появляется длительная перспектива игры, что говорит о высоком уровне развития игрового творчества. Перед игрой дети намечают общий план, а во время игры включают в нее новые идеи и образы, то есть согласованность сочетается с импровизацией.
Воспитатель проводит беседу о работе зоопарка, ветеринарного врача.
Чтение художественной литературы:
- Загадывание загадок о животных.
- Рассматривание альбома «Дикие животные».
- Беседы о животных с использование иллюстраций.
- Дидактические игры «Кто как кричит», «У кого какой хвост», «Охотники», «Найди маму»
Цель игры: Формировать умение обозначать свои роли – директор, смотритель, ветеринарный врач, кассир, продавец – кассир, строитель.
Задачи: показывать как выполнять роли:
- директор зоопарка (руководит работой зоопарка);
- строители (строят вольеры для животных);
- водитель (привозит животных в грузовике с клеткой);
- смотритель (получает от директора зоопарка паспорта на животных и вместе с водителем транспортируют животных в зоопарк, рассказывает посетителям о животных);
- ветеринар (проводит осмотр животных, делает пометки в карточке, при необходимости назначает лечение, даёт витамины);
- рабочий (ухаживает за животными, кормит, наводит порядок в вольере);
- кассир (продаёт в кассе билеты при входе в зоопарк);
- контролёр (с повязкой на руке проверяет билеты);
- продавец в киоске (предлагает посетителям сувениры, мелкие игрушки)
звериных мам.
Закреплять и расширять знания детей о животных средней полосы, жарких стран и севера (о внешнем виде, их повадках, пище) ;
Расширять представление детей о труде взрослых, работающих в зоопарке: об основных трудовых процессах по обслуживанию животных;
Воспитывать любовь к животным, заботу о них, доброе отношение к ним;
Развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение.
Формировать умение творчески развивать сюжет на основе полученных знаний;
Формировать умения детей делиться на группы в соответствии с сюжетом игры и, по окончании заданного игрового действия, снова объединяться в единый коллектив;
Развивать умение согласовывать тему игры, распределять роли, договариваться о последовательности совместных действий, самостоятельно решать конфликты, возникающие в ходе игры – умение вести простой диалог со сверстниками и взрослыми, умение соотносить свои желания с интересами других людей;
Закреплять умение организовывать рабочее место;
Закреплять правила поведения в общественных местах, уважительно относиться к окружающим людям;
Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнеров друг к другу) ; |
Содержание игры |
В игре дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми.
Директор зоопарка – знает много о животных и отвечает за все, что происходит в зоопарке;
Экскурсовод – проводит экскурсии, рассказывая интересно, увлекательно об обитателях зоопарка;
Проводник – отлавливает и поставляет животных для зоопарка;
Служители зоопарка – кормят животных, убирают клетки и вольеры, моют своих питомцев, заботятся о них;
Врач (ветеринар) – лечит обитателей зоопарка, делает им прививки;
Работники кухни – готовят кормы для животных;
Кассир – продает билеты на посещение зоопарка;
Смотритель зоопарка,
КАССИР;
ВОДИТЕЛЬ.
Продавец .
Принятие детьми на себя роли.
Обеспечение руководства.
Распределение ролей. |
Сюжет игры |
Совершенствуются умение совместно строить и творчески развивать сюжеты игры. Стремление узнать как можно больше о том, во что они играют. Они смелее и разнообразнее комбинируют в играх знания, подчеркнутые из наблюдений, книг, рассказов взрослых.
Между детьми идет распределение ролей и определение игровых действий; |
Игровые действия, игровые предметы |
Игровое действие часто заменяется словом. Дети осуществляют игровые действия с предметами- заместителями, природным материалом, игрушками. Организовывают пространство и подбирают атрибуты: строительство вольеров, открытие ветеринарной больницы (белый халат, аптечка), касса с билетами.
- строительство зоопарка;
- завоз животных и продуктов питания;
- осмотр ветеринаром животных;
- открытие зоопарка для посетителей;
- экскурсия по зоопарку.
АТРИБУТЫ:
Игрушки – животные (не менее 15 штук) ;
Конструктор, строительный материал;
Детские машинки; ИГРУШКИ-ЗАМЕСТИТЕЛИ.
Инвентарь: ведерки, метелки, тазики и т. п. ;
Корм для животных (из пластилина, пенопласта, цветной бумаги) .
Оборудование места игры .
Кухня. Вольеры. Касса.
Ветеринарная лечебница. Администрация зоопарка Кухня. База. |
Правила игры |
Обозначить роли: посетитель приходит в зоопарк, покупает билет в кассе, контролёр проверяет билет, смотритель проводит экскурсию, при выходе посетители могут приобрести сувениры в киоске.
Использование многоперсонажных сюжетов.
Обучение элементам развития сюжета,
Принятие на себя второстепенной роли,
Дети осознают что соблюдение правил является условием реализации роли. |
• Наблюдение и анализ строительной игры дошкольников.
Протокол наблюдений за строительной игрой детей старшей группы «Постройка вольеров для зоопарка»
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем с вами в игру «Зоопарк». А что нам для этого надо?
Дети: Животные.
Воспитатель: Правильно, а еще? Куда мы с вами будем заселять наших животных?
Дети: В клетки.
Воспитатель: Молодцы, только правильно они называются вольеры. А как вы думаете, как мы их будем строить , из чего?
Дети: Из кубиков, лего…
Воспитатель: У меня есть специальная схема построения вольеров, давайте посмотрим и попробуем построить такие же.
Дети: Давайте.
Воспитатель с детьми разбирают схему построения вольеров.
Воспитатель: Предлагаю каждому попробовать построить вольер, а у кого быстрее это получится, можно еще построить и ветеринарную лечебницу, для чего она нужна?
Дети: Там лечат больных животных.
Воспитатель: Правильно, давайте начнем наше строительство вольеров.
Дети строят вольеры. Воспитатель ходит и наблюдает за ходом игры.
Воспитатель: Какие молодцы, у вас получились очень хорошие вольеры. А кого же мы с вами туда заселим?
Дети: Животных.
Воспитатель: Завтра нам привезут животных и мы с вами решим, кого, в какой вольер заселить.
Компоненты игры |
Старшая группа (5-7 лет) |
Замысел игры, постановка игровых целей и задач |
В процессе игры возрастает потребность в различных предметах, необходимых для реализации игрового замысла. Повышается интерес детей к изготовлению игрушек. Игровой процесс часто сливается с трудовым. Возникновение связей строительной игры с трудом помогает раскрыть для ребенка новую увлекательную деятельность - труд. Игра начинает все более сближаться с учебной деятельностью, в которой дети приобретают знания и некоторые практические навыки, позволяющие полнее осуществлять игровые замыслы.
Широта кругозора и опыт совместных игр создают условия для развития большей общительности, взаимопомощи, устойчивых коллективных игр, совместных трудовых процессов.
Цель. Совершенствование у дошкольников конкретных представлений о строительстве и его этапах.
Задачи:
-совершенствовать конкретные представления о строительстве, его этапах; развивать сообразительность, умение активно привлекать и комбинировать представления о постройках и различных трудовых процессах.
-формировать умение задумать постройку и выполнять ее, добиваться намеченного результата.
-Развивать навыки общения, устойчивость внимания, точность восприятия, зрительный анализ, чувство пропорции и симметрии, художественный вкус, инициативность, творческую активность и воображение, образное мышление, самосознание.
-Формировать умения творчески развивать сюжет игры.
-Закрепление знаний о рабочих профессиях. Воспитание уважения к труду. |
Содержание игры |
В игре дети создают модели разнообразного взаимоотношений между людьми.
Дети практически применяют строительный материал разнообразных форм и размеров, сравнивают его, располагая детали в постройке, практически осваивают пространственные отношения. Познают величины, формы. В процессе игры ребенок постоянно прибегает к сравнению цвета деталей, их величины, формы и т. д., это дает ему возможность полнее, увлекательнее реализовать свой замысел.
Рассматривание альбома «Животные в зоопарке».
Чтение художественной литературы о животных зоопарка. |
Сюжет игры |
Совершенствуется умение совместно строить и творчески развивать игру. Они смелее и разнообразнее комбинируют в играх знания, подчеркнутые из наблюдений, книг, рассказов взрослых.
Дети приобретают не только умения конструировать отдельные предметы (здания, виды транспорта и т. д.), но и такие качества личности, как умение целенаправленно рассматривать предметы и сооружения, расчленять их на части, сравнивать предметы и сооружения, видеть в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения, разбираться в конструкции, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, т. е. ребенок проделывает ряд мыслительных операций, в результате чего у него формируются четкие представления о предмете и сами мыслительные процессы совершенствуются. |
Игровые действия, игровые приемы |
Широко используется в игре подсобный материал, по ходу игры они подбирают или заменяют необходимые предметы.
Материал: конструктор «Лего», набор зверей, схема сложения вольеров, клеток для животных. |
Правила игры |
Дети осознают, что соблюдение правил является условием реализации роли.
Принятие на себя второстепенной роли,
Ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и ее использованием. |
Анализ строительной игры.
Вопросы к анализу |
Анализ игровой деятельности |
Количество играющих детей |
8 детей |
Кто является инициатором игры |
Воспитатель |
Наличие атрибутики, строительных материалов |
Конструктор «Лего», набор зверей, схема сложения вольеров, клеток для животных. |
Создание интереса к игре |
Организованный педагогом показ выполнения постройки, порядка использования материала, расположения постройки, украшения ее, с одной стороны, а с другой, влияние товарищей по игре, от которых заимствуется многое: умение договариваться, доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь. |
Взаимоотношения детей в игре |
В процессе выполнения построек дети находятся в определённых связях и отношениях, особенно в решении таких вопросов, как соответствие постройки по размеру, согласование её местоположения, её украшений, в использовании материала.
способствуют развитию взаимопонимания, учат внимательно относиться к другим детям, общаться со сверстниками и взрослыми. Развиваются такие качества, как умение договариваться, взаимопомощь, отзывчивость, справедливость, чуткость, доброжелательность. |
Отрицательные проявления во взаимоотношениях |
Развиваются такие качества, как желание быть первым, агрессивность, споры, конфликт и его разрешение. |
Роль воспитателя |
Предлагает тему для игры, вносит интересные предложения по организации игры, наблюдает за играми детей, их поведением, занимает чисто наблюдательскую позицию. Оказывает помощь в реализации знаний, развитию сюжета. |
Методы и приемы, используемые воспитателем в процессе игры |
Создает условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре, обращают внимание детей на содержание деятельности окружающих и их взаимоотношений, Побуждает детей к развертыванию игры, побуждают детей принять роль и наделить ею партнера; договариваются о правилах игры со старшими детьми и пр.). Стимулирует детей пользоваться предметами-заместителями, помогают подбирать и расширять их набор, гибко использовать игровое оборудование. Внимательно и тактично наблюдает за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости, как равноправные партнеры. |
Окончание игры, подведение итогов |
После завершения игры воспитатель, прежде всего, должен привести детей в спокойное состояние и после этого размеренно, без излишних эмоций, но громким голосом объявить окончание игры. Чтобы дети успокоились и настроились на внимание, желательно отмечать как положительные, так и отрицательные стороны игрового развития содержания игры, выделить наиболее удачно отличившихся детей в действиях. Негативная оценка действий определенного ребенка должна носить рекомендательный характер на будущие игровые действия, с исключением возможности нанесения травм его психике. |
Длительность игры |
25 минут |
• Наблюдение и анализ театрализованной игры дошкольников.
Протокол наблюдений за театрализованной игрой детей старшей группы «Кто сказал «мяу»
Ход игры:
Дети вместе с воспитателем входят в зал
–Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли в музыкальный зал нашего сада. Здесь оживают на сцене сказки. А в сказках участвуют разные герои. А кто исполняет роли
этих героев?
Дети: Артисты.
Воспитатель: Вот мы сегодня с вами тоже будем артистами и исполним разные роли. Что нужно сделать артисту, что бы быть похожим на героя сказки?
Дети: одеть костюм, маски.
Правильно. Давайте пройдем в нашу костюмерную и
превратимся в героев сказки. Наденьте эти маски и давайте покажем сказку
нашим зрителям « Кто сказал « Мяу»?»
Действующие лица: Ведущая, Щенок, Кошка, Собака (Мама), Петух,
Лягушка, Пчела.
(В центре зала стоит домик с окном. На полу возле дома лежит коврик.)
Ведущий:
Жил в домике Щенок
Веселый, озорной.
Он поиграть бы мог
С тобою и со мной.
Он лаял очень звонко,
Нисколько не скучал
И мамочку родную
Совсем не огорчал.
(Появляется Щенок с мамой)
Щенок(ребенок):
Гав, гав, гав! Давайте же будем
Вместе весело играть.
Вместе бегать, вместе прыгать.
Кто же будет начинать?
(Танец Щенка с мамой).
Вед:
Наш Щенок был очень весел,
Очень боек, очень скор,
Но устал. И вот, зевая,
Спать улегся на ковер.
(Мама укладывает Щенка спать. Он сворачивается клубочком на коврике
возле домика. Вбегает Кошка, подкрадывается к Щенку).
Кошка(ребенок):
Спать улегся без обеда…
Разбужу-ка я соседа.
Погоди-ка милый мой,
Пошучу я над Тобой
Мяу-мяу! (убегает).
Щенок(ребенок): (просыпается)
“Мяу!” кто сейчас сказал?
Кто поспать Щенку не дал?
Вед:
Выглянул во двор Щенок,
Видит: Петя-Петушок.
В красных новеньких сапожках
Учит всех играть на ложках.
Петушок(ребенок):
Ко-ко-ко, Ку-ка-ре-ку!
Научить я всех могу.
(Игра на ложках).
Щенок(ребенок):
“Мяу!” Ты сейчас сказал?
Ты поспать Щенку не дал?
Петушок(ребенок):
Я кричу: Ку-ка-ре-ку!
По-другому не могу. (Уходит).
Вед:
Загрустил совсем Щеночек
Поскорей узнать он хочет.
Кто же “мяу!” говорит,
И подальше прочь бежит.
(Щенок через окно выпрыгивает во двор. За его спиной выглядывает Кошка,
мяукает, и прячется. Раздается “Мяу”)
Щенок(ребенок):
“Мяу!” кто сейчас сказал?
Кто поспать Щенку не дал?
Лягушка(ребенок):
Я зелененькое брюшко,
Пучеглазая Лягушка.
Всем кто спросит без труда,
Отвечаю: Ква-ква-ква! (убегает).
Ведущий:
Вдруг опять он слышит “Мяу!”……
Видит он цветок в саду,
Подошел Щенок к цветку,
Нос свой сунул, отбежал.
Щенок(ребенок):
“Мяу!” кто сейчас сказал?
Пчела:
Ж-Ж-Ж. Повеж-жлевее пес,
Береги свой бедный нос.
Ж-ж-ж, не будешь зря соваться,
Знай, на пчел нельзя бросаться. (Жалит щенка в нос).
(Щенок закрывает свой нос и обегает вокруг домика).
Щенок(ребенок):
Ай, как носик мой болит,
Ай-яй-яй, как он горит!
Я теперь несчастный самый,
Позову на помощь маму.
Мама знает все на свете,
И на мой вопрос ответит.
Мама! Мама!
Мама:
Что, сынок?
Щенок(ребенок):
Я прилег поспать часок,
Кто-то громко мне сказал:
“Мяу!” - сразу убежал.
Мама:
Просмотри-ка на окошко,
Кто сидит там, видишь?
Щенок(ребенок):
Кошка.
Мама:
Кошка “мяу” говорит,
А еще она урчит.
Кошка(ребенок):
Мур-мур, мяу.
(Кошка подходит к Щенку)
Щенок(ребенок):
Подсказала моя мама,
Это Ты сказала “Мяу!”.
Кошка(ребенок):
А сегодня мы вдвоем,
Вместе песенку споем. (Поют песню)
Все вместе:
Мамы деткам помогают,
Мамы их оберегают,
Учат мамы всех детей,
И больших и малышей.
Дети кланяются.
Воспитатель представляет артистов гостям.
Воспитатель: Вы сегодня молодцы. Вам понравилось играть на сцене?
Дети: Да!
Воспитатель:– За участие в нашем замечательном спектакле кошка нам оставила сладкие подарки.(раздаются детям).
Компоненты игры |
Старшая группа (5-7 лет) |
Замысел игры, постановка игровых целей и задач |
Цель: создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
Задачи: образовательные - продолжать учить детей в игре перевоплощаться в сказочных героев.
Развивающие- развивать умение выстраивать линию поведения в роли ,
используя атрибуты, детали костюмов. Развивать артистические способности
детей., способность к импровизации средствами мимики, выразительных движений , интонации.
Воспитательные – воспитывать дружеские взаимоотношения, чувства
сопереживания.
Интеграция образовательных областей
Познание: формирование целостной картины мира, расширение кругозора
детей.
Социализация: развитие игровой деятельности детей, приобщение к
элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со
сверстниками и взрослыми.
Коммуникация: развитие свободного общения со взрослыми и детьми,
развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи. |
Содержание игры |
Чтение художественной литературы: развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в т. ч. Развитие художественного воспитания и эстетического вкуса.
Художественное творчество: развитие продуктивной деятельности детей,
развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.
Предварительная работа: пальчиковые игры, чтение художественной литературы, д/и. «Живой телефон», «Передавалки», этюды «Превращение»,
«Угадай что я делаю», заучивание стихов, скороговорок, чтение стихов по
ролям, использование разных видов театра, зарядка для язычка, игры на развитие фантазии « Продолжи сказку…» |
Сюжет игры |
Развитие продуктивной деятельности детей, развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству, развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи. |
Игровые действия, игровые предметы |
Оборудование к спектаклю: маски- шапочки, ширма- дом, макет цветка, ширма- костюмерная, сладкие подарки. Музыкальное сопровождение. |
Правила игры |
Дружеские взаимоотношения, чувства
сопереживания, элементарные общепринятые нормы и правила взаимоотношений со
сверстниками и взрослыми. |
Анализ театрализованной игры.
Вопросы к анализу |
Анализ игровой деятельности |
Количество играющих детей |
7 детей |
Кто является инициатором игры |
Ребенок |
Наличие атрибутики |
Маски- шапочки, ширма- дом, макет цветка, ширма- костюмерная, сладкие подарки, музыкальное сопровождение. |
Как осуществлялось распределение ролей |
Считалкой:
- Мышка, мышка,
Длинный хвостик,
Ты не прячься глубоко.
Приглашает кошка в гости
Пить парное молоко.
Мышка в норке пропищала:
- Честь, конечно, велика,
Только я достала сала,
Обойдусь без молока.
- Ты не бойся нас, глупышка,
Вылезай из норки вон!
Поиграем в кошки-мышки.
Мышка – ТЫ!
А кошка – ОН! |
Взаимоотношение детей в игре |
Способность распознать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, развиваются коллективные и товарищеские отношения, они не перестают относиться друг к другу как товарищи по игре, не теряют реального плана отношений друг с другом, могут указывать друг другу на нарушение правил поведения, свойственных той или иной взятой партнером роли, проявление доброжелательного отношения друг к другу, сопереживание, отзывчивости, взаимопомощи. |
Отрицательные проявления во взаимоотношениях |
Ребенок начинает агрессивно реагировать, спорить, конфликтовать, грубо обращаться со сверстниками и предметами. |
Творческие проявления детей: в выборе темы игры, распределения ролей, движениях, создание и использование условий и атрибутов, придумывании вариантов знакомых литературных произведений |
Дети творчески подошли к выбору темы игры, распределили роли, одели костюмы, все движения создавались с действиями героев, придумывали варианты поведения героев из знакомых литературных произведений. |
Самостоятельность и выразительность в передаче образов |
Ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика. пантомима), производит собственные действия исполнения роли, дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. |
Роль воспитателя |
Предлагает тему для игры, помогает распределить роли с помощью считалочки
- Мышка, мышка,
Длинный хвостик,
Ты не прячься глубоко.
Приглашает кошка в гости
Пить парное молоко.
Мышка в норке пропищала:
- Честь, конечно, велика,
Только я достала сала,
Обойдусь без молока.
- Ты не бойся нас, глупышка,
Вылезай из норки вон!
Поиграем в кошки-мышки.
Мышка – ТЫ!
А кошка – ОН!
Играет вместе с детьми, этому способствуют привитие норм морали, нравственно — ценностная ориентация детей на высокохудожественные образцы (в музыке, изобразительном, в хореографическом, театральном искусстве, архитектуре, литературе), привитие навыков общения и взаимодействия с партнёром в разного рода деятельности |
Методы и приемы, помогающие детям точно и выразительно передать образ героя |
Чтение художественной литературы, заучивание стихов, скороговорок, использование разных видов театра, игра на развитие фантазии «Продолжи сказку..», пальчиковые игры. |
Окончание игры, подведение итогов |
После завершения игры воспитатель спокойным голосом объявляет окончание игры, представляет гостям артистов, говорит слова благодарности за хорошо сыгранные роли, за участие, раздаются сладкие подарки. |
Длительность игры |
30 минут |
• Наблюдение и анализ режиссерской игры дошкольников.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем сочинять сказку. Как вы думаете,чем сказка отличается от рассказа?
Дети:В рассказе все действия происходят на самом деле, по настоящему, а в сказке могут быть разные приключения, и даже растения и животные могут разговаривать.
-Воспитатель: Вот перед вами разные театры: пальчиковый, настольный, «би-бабо», маски разных животных, игрушки; декорации, ширма. Хорошо подумайте, кто какую сказку может придумать и показать остальным ребятам.
Саша: Можно я выберу героев?
Воспитатель: Пожалуйста, Саша. Выбирай себе героев.
Саша: Я выберу дедушку, бабушку, внучку ,матрешку, белку, зайчика с зайцем, сороку и бабу Ягу.
Воспитатель: Саша ты готов нам рассказать свою сказку?
Саша: Да.
«Однажды внучка Машенька вместе со своей подругой матрешкой пошли в лес за ягодами. Обещали бабушке с дедушкой быстро вернутся, как только наберут ведро ягод. Прошло уже много времени, а их все нет и нет. «Видно что то с ними случилось?»- подумали бабушка с дедушка , и решили их идти искать. Дорога дальняя, внучка давно ушла, наверное голодная, надо взять с собой морковку, орешки, конфеты. Собрали они корзину с угощениями и отправились в дорогу. Шли, шли, наконец впереди показался густой лес. Зашли они в чащу, огляделись, везде высокие деревья. Стали кричать Машеньку, чтобы она отозвалась. А вместо ответа на них полетели шишки. Посмотрели они на верх и увидели, что на сосновой ветке сидит белочка с шишкой в лапке.
-«Ты почему бросаешь на нас шишки?» -спросил дед.
-«А вы почему кричите в лесу? Вы меня и моих бельчат напугали, разве вы не знаете, что в лесу вести себя надо тихо?»- ответила белочка.
-«Прости нас белочка, мы извиняемся перед тобой, но у нас горе случилось, потерялась внучка наша в лесу, не видела ли ты ее?»
-«Нет, не видела, а вы спросите у сороки- белобоки, она все в лесу знает, везде летает.»
-«Спасибо белочка, вот твоим бельчатам орешки от нас.»
-«Сорока, сорока, не видела ли ты нашу внучку с ведерком, она за ягодами в лес пришла?»
-«Видела, они такие маленькие, как же вы их в лес одних пустили, у нас тут волк ходит, и баба Яга не спит. Они были здесь, но нашли зайченка, который сидел плакал, что потерялся, они и решили его отвести домой. Идите мимо сломанной сосны к той березе, там под кустом увидите домик зайчика. Поторопитесь.»
-«Спасибо сорока».
Пошли дед с бабой дальше, а на улице уже темнеет, страшно становится, а что делать?.Подошли к домику заглянули в окно, а там сидят зайчата с зайчихой и перед ними на столе лежит лист капусты. Постучались в окно дед с бабой, зайчата прижались к зайчихе, трясутся.
-«Кто там?–пугливым голосом спросила зайчиха».
«Не пугайтесь, зайчатки, это дед с бабой, внучку свою ищем. Вы не видели их?»
«Как же, конечно, видели, они нашего зайчика привели, и ягодками нас угостили, а сами тоже домой торопились. Спасибо вам за внучку. Добрая она у вас. А теперь идите вдоль речки, только осторожно, там баба Яга живет». Спасибо, зайчиха, вот вам морковку для зайчат.
Пошли они дальше мимо речки, увидели домик на курьих ножках. Подошли тихо-тихо, заглянули в окно, а там на скамейке сидят связанные Машенька да Матрешка и плачут. А Баба Яга печку топит, хочет сварить их да съесть. Достала она чугунок, хотела воды налить, да воды не хватило, взяла ведро и пошла на речку за водой. Пока она ходила, дед с бабой зашли, развязали Машеньку с матрешкой и бегом оттуда. А баба Яга вернулась, смотрит, а детей-то нет, села в ступу и полетела за ними. Дед с бабой бегут, дети за ними, под кустиками прячутся, себя не показывают. Баба Яга мимо пролетела, их не увидела. Вернулись они домой, радостные, счастливые, хоть и без ягод, и без ведерка. Вот так закончилась эта сказка».
Воспитатель: Ребята, вам понравилась Сашина сказка?
Дети: Понравилась, да.
Воспитатель: А за кого вы больше всего переживали?
Дети: За Машеньку и Матрешку, что они потерялись одни в лесу, а еще за бабушку с дедушкой, они же старенькие, им тяжело было ходить искать внучку.
Воспитатель: Молодец Саша, мне очень понравилась сказка, хорошо пофантазировал!